Мои контакты

Михеев Геннадий Александрович

Телефон: 8-916-2937358

E-mail: 89162937358@mail.ru

Не забывайте, пожалуйста, что на территории РФ действует Авторское право, согласно которому чужое тырить нехорошо. Впрочем, некоммерческое использование текстов, их фрагментов или фотографических изображений автор всячески приветствует.

Другой ресурс автора (он о фотографии):

 http://genn-mikheev.narod.ru/

  

Библиотечка в форматах FB2 и PDF:

 

Активные ссылки на книги, которые я постепенно перевожу в удобочитаемую форму (просто надо кликнуть по картинке):

Для того, чтобы скачать книгу в FB2, достаточно кликнуть на названии:

Наше, русское...

Глубинка

Русские люди

История человеческах нравов в забавном изложении

НЕрабы

Наш человек!

Страсти N-го уезда

Живое


Исторические кладбища Москвы

Данный альбом является приложением к исследованию "Русское кладбище", которое можно почитать  ЗДЕСЬ

В указанной работе есть информация о происхождении общественных кладбищ в черте старой Москвы (нынешняя Окружная железная дорога), а так же кладбищах ныне утраченных. Здесь я хочу предложить Вашему вниманию мое понимание ОБРАЗА старых московских кладбищ, так сказать, ВИЗУАЛЬНЫЙ МОТИВ. Не буду скрывать: среди исторических кладбищ есть безликие, совершенно придавленные урбанистическим пейзажем. Но все же я предлагаю и ОБЩЕЕ понимавние образа старых московских кладбищ. Если говорить совсем уж просто, московское кладбище - это ЛЕС. Об этом довольно подробно говорится в работе "Русское кладбище". 

Естественно, я предлагаю мое личное видение. Я представил московское кладбище как ристалище между дикой природой, ЛЕСОМ, и культурой. Интереснейшее противостояние, почти диалектическое противоречие рождает порой любопытные картины. Впрочем, лучше увидеть, нежели читать словеса...

 

Рогожское

 

Рогожское кладбище было основано во время московской чумы, в 1771 г., когда все кладбища в черте города Москвы были закрыты, в том числе и два старообрядческих кладбища - одно, бывшее за Тверскими воротами, и другое у Донского монастыря. Взамен этих двух кладбищ, с разрешения графа Г.Г.Орлова, командированного в Москву для организации борьбы с чумою, старообрядцам, приемлющим священст-во, было отведено место за Рогожской заставой, направо от Владимирского шоссе, в поле. Там прежде всего были погребены в братской могиле старообрядцы, умершие от чумы; затем, по прекращении чумы, там осталось общее старообрядческое кладбище, и с разрешения императрицы Екатерины II были выстроены один за другим два храма, летний и зимний, построен богаделенный дом, и образовался постепенно целый старообрядческий поселок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Пятницкое

 

Пятницкое кладбище расположено в северной части Москвы за Крестовской заставой. Его площадь составляет 14,1 га. Своё название кладбище получило от придела Параскевы Пятницы церкви Живоначальной Троицы, сооружённой по проекту архитектора А.Г.Григорьева в 1830–35 гг. Также на кладбище расположена церковь Симеона Персидского, построенная в 1916–17 гг. В обеих церквях под полом имеются захоронения. Пятницкое кладбище было основано во время эпидемии чумы в 1771 г. Постоянный архив по регистрации захороненных ведётся с 1940 г. Кладбище состоит из 30 участков. На углу каждого участка поставлены указатели с номерами. Недалеко от входа на кладбище – Братская могила воинов, павших в боях в годы Великой Отечественной войны. На кладбище похоронены декабристы, выдающиеся учёные XIX и XX веков, Герои Советского Союза, многие известные российские деятели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преображенское

 

Под этим названием известно общежитие, основанное федосеевцами в Москве в 1771 г. и сделавшееся главным средоточием федосеевщины. Во время свирепствовавшей в Москве чумы жители столицы покидали свои дома и толпами бежали в соседние города и села. Следовало устроить карантины, потому что бежавшие легко могли разнести чуму по окрестностям. Этим обстоятельством воспользовались федосеевцы (точнее — купец И. А. Ковылин; см.). Вызвавшись устроить за собственный счет карантин и при нем кладбище для погребения умерших от чумы, они испросили у правительства для этого землю близ П. заставы, поставили заставу, построили несколько шалашей и стали задерживать всех, кто выходил из Москвы. Ковылин прилагал все старание, чтобы прокормить одних, успокоить других, утешить третьих. Слух об этом, разнесшийся в Москве, привлекал к нему толпы несчастных. Ковылин встречал каждого и каждому внушал, что бедствия посланы в наказание за "никонианскую" веру. Чаны, нарочно для того приготовленные, беспрестанно наполнялись водой для перекрещивания желающих. Умиравшие и больные делали в пользу кладбища значительные пожертвования. Затем Ковылин приступил к устроению общины и сделался по общему желанию ее настоятелем. Имущество жертвователей было обращено в деньги; вместо бедных шалашей выстроены богатые молельни и трапезные. Желая придать своей общине вид иноческой обители, Ковылин назвал ее монастырем и ездил на Выг и Ветку, чтобы заимствовать оттуда для нее правила общежития; на основании этих правил обитатели П. кладбища должны были употреблять только постную пищу, носить особого рода одежду, соблюдать порядок в трапезе и молельнях и проч. Мужчины и женщины были помещены на двух особых дворах. В 1808 г. Ковылин, желая упрочить существование П. кладбища и на будущее время, составил "правила", которые от лица "московскнх старообрядцев" поверг на высочайшее утверждение. В 1809 г. (15 мая) состоялся именной высочайший указ императора Александра I московскому военному генерал-губернатору, где "заведению" федосеевцев присвоено название "П. богадельного дома" с предоставлением ему всех тех прав, какими пользуются подобные частные благотворительные заведения под зависимостью законов и местного начальства. Узнав о таких привилегиях, выхлопотанных Ковылиным, выборные от иногородных федосеевских общин явились в Москву благодарить его за оказанные им услуги. Ковылин взял с них обещание, чтобы наставники во всех федосеевских общинах в России были поставляемы не иначе, как с утверждения настоятеля и попечителей П. кладбища, от которых и должны получать грамоты на это звание. Таким образом в зависимость от кладбища стали федосеевские общины в губерниях Ярославской, Тверской, Новгородской, Лифляндской, Нижегородской, Саратовской, Казанской, Симбирской, а также на Дону и Кубани. На самом П. кладбище число насельников возросло с 500 до 1500, а число прихожан — от трех тысяч до десяти. Слухи о беспорядках на П. кладбище вызвали ряд правительственных мер. В 1834 г. последовало высочайшее повеление о зачислении подкидышей на П. кладбище в военные кантонисты с правом оставлять их на кладбище лишь до исполнения трехлетнего возраста; в 1838 г. велено было продать все недвижимые имения кладбища с отдачей в его пользу вырученных денег; в 1847 г. состоялось распоряжение о подчинении П. "богаделенного дома" ведению Московского попечительного совета заведений общественного призрения, а в 1853 г. — ведению совета Императорского человеколюбивого общества с присвоением этому дому значения временного, до смерти или выбытия призреваемых в нем, благотворительного учреждения. В 1877 г. министерством внутренних дел был составлен особый устав для этого заведения: заведование им вверено Попечительному совету заведений общественного призрения, а ближайшее управление — особому комитету из шести членов и попечителя (председателя), избираемых прихожанами кладбища из своей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новодевичье

 

Первые захоронения в районе нынешнего Новодевичьего кладбища появились в 70-е годы 16 века на территории Новодевичьего монастыря. В обители хоронили монахинь, а позднее и прочих.

К концу 19 столетия монастырский некрополь был почти заполнен и в 1898 году для увеличения площади кладбища выделили два гектара земли с южной стороны монастыря. Под руководством профессора архитектуры И.П. Машкова были построены стены кладбища и распланированы участки. Официальное открытие Новодевичьего кладбища состоялось в 1904 году, но захоронения начали производить до его открытия. Сейчас территория этого кладбища называется "старым Новодевичьим кладбищем".

В 1949 году кладбище расширили еще южнее, и эта территория получила название "Новое Новодевичье кладбище". В течение 1950-1956 года вокруг новой территории построили стены, а также служебные помещения. Еще раз расширялось Новодевичье кладбище в 1970 году "Новейшее Новодевичье кладбище". Сегодня Новодевичье кладбище состоит из четырех частей общей площадью более 7,5 гектаров. Здесь похоронено около 26 000 человек.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некрополь Новодевичьего монастыря

 

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра  на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В 1898-1904гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П.Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мусульманское

 

В 1783 г. Крымское ханство, последний осколок Золотой Орды, было завоевано русскими войсками и вошло в состав Империи. Через два года, по некоторым данным, был ликвидирован и Крымский двор в Замоскворечье. Несколько раньше мусульмане утратили и еще один символ их давнего проживания в Москве - кладбище за Калужскими воротами.  

В 1771 г. была отведена земля под новое Татарское кладбище за Донским монастырем (Даниловское мусульманское кладбище); связано это было с эпидемией чумы в Москве. Размеры этого участка - приблизительно 150 на 100 саженей, то есть почти в полтора раза больше первого кладбища. Даниловский участок был единственным мусульманским кладбищем в Москве до 1956 г., когда появилось второе - Кузьминское, и лишь в последние годы были выделены участки для мусульман на Митинском, Бутовском, Домодедовском кладбищах и в Подмосковье. Именно во второй половине нашего века Даниловское кладбище постепенно приобретало статус закрытого (здесь стали хоронить только на участках, где уже покоились родственники), то есть действовавшим оно было почти два столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Миусское

 

Сперва была построена (в 1771 году) деревянная церковь во имя Софии мученицы и трех ее дщерей: Веры, Надежды и Любови. В 1823 году иждивением московского 1-й гильдии купца Ивана Петровича Кожевникова вместо деревянной построена каменная. При ней находятся два придела: Св. Митрофания Воронежского и во имя Знамения Пресвятой Богородицы, приделы эти устроены иждивением гвардии прапорщицы Александры Абрамовны Нероновой в 1834 году. Миюсским кладбище называется потому, что находится близ местности, где шесть Миюсских проездов и Миюсская площадь; последние же получили свое название от прозвища одного из сообщников бунтовщика Стеньки Разина, некоего Миюски, который в 1673 году был здесь публично казнен на площади. Несколько выше Миюсского кладбища, среди поля, находится старое холерное кладбище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калитниковское

 

Калитниковское кладбище было основано в 1771 году около села Калитники. Калитниковское кладбище было образовано одновременно с Ваганьковским кладбищем, Даниловским кладбищем, Введенским кладбищем и Рогожским кладбищем во время эпидемии чумы. Первые захороненные на Калитниковском кладбище были умершие от чумы в 1771 году.

На территории Калитниковского кладбища в1838 году на месте сгоревшей деревянной церкви была построена существующая сейчас каменная церковь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая была возведена по проекту архитектора Н.И. Козловского и перестроена в конце 19 века. В 1890-е годы отделка интерьера церкви (ризница, иконостас) осуществлена архитектором И.Т. Барютиным.

До 1917 года на Калитниковском кладбище главным образом хоронили жителей окресных сел, а также торговых людей – выходцев из крестьян. В советское время на Калитниковском кладбище стали хоронить интеллигенцию – артистов, музыкантов, ученых. Калитниковское кладбище разделено оврагом на две части и состоит из тридцати участков. На Калитниковском кладбище есть благоустроенные участки для семейных (родовых) захоронений, которые располагаются в глубине кладбища слева от центрального входа на Калитниковское кладбище, это участки кладбища №26 и небольшая часть участка кладбища №30. Для захоронения урн с прахом на территории Калитниковского кладбища построен колумбарий открытого типа.

На Калитниковском кладбище вокруг церкви много могил священнослужителей, но особым почитанием на Калитниковском кладбище пользуется могила монахини - под огромным гранитным четырехконечным латинского типа крестом у южной стены храма. К этой могиле на Калитниковское кладбище стали приходить паломники со всей Москвы. Этот крест стоит на кладбище с 1880 года - эта дата выбита на одной стороне памятника, но на другой стороне сделана новая надпись: Блаженная старица схимонахиня матушка Ольга (1871 – 1973), это не ошибка, она действительно умерла на 103-м году жизни. Блаженная жила где-то в районе Таганки, она никогда не сидела дома, была всегда в пути: ходила по Москве с котомками в руках и мешками через плечо, и если ей на пути попадался человек с лицом унылым, опечаленным или злобным, она непременно останавливала его и просила помочь поднести ее «багаж». Удивительно, но почему-то никто никогда ей не отказывал. И едва человек брала матушкины мешки и котомки, печаль и злоба тотчас оставляли его, исполнив послушание, он шел дальше умиротворенным. Такое вот существует предание о московской блаженной Ольге, странствовавшей по улицам и избавлявшей людей от смертных грехов - гнева и уныния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донское

 

Новое Донское кладбище расположено у южной стены, оно было открыто в начале 20 века. Именно здесь в 1927 году был построен первый в Москве крематорий с колумбарием. Из особо примечательных мест на Новом Донском кладбище можно назвать Братскую могилу воинов, павших в боях Великой Отечественной войны, две общие могилы жертв сталинских репрессий. В одной из них похоронен режиссер В.Э. Мейерхольд. К числу самых ранних захоронений этого кладбища принадлежит могила дочери А.С. Пушкина – Марии Александровны Гартунг, которая стала прототипом Анны Карениной для романа Л.Н. Толстого. После того, как на Новом Донском кладбище построили крематорий, то захоронения преимущественно производились в урнах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некрополь Донского монастыря

 

Большую часть территории Донской мо

Книги о России и русских людях в формате PDF (для начала скачивания достаточно "кликнуть" по картинке):

 

 

Новости

21 сентября 2010

Доброго дня!

Ресурс "Окис.ру", на котором находился контент, прозванный мною "Знакомьтесь: Россия..." издох. Все к лучшему, иб…

01 октября 2010

Новая повесть

Мы отдохнем… мы все отдохнем. Это из Чехова. Антон Палыч сам родом из степного городка, и как я его понимаю! по…

12 октября 2010

Контент перенесен!

Завершен перенос материалов с ресурса www.gennadym.okis.ru Теперь буду пебликовать здесь все новое и свежее. Но - по ме…

16 декабря 2010

Новый рассказ "Василий неблаженный"

...Чтобы выглядеть жалче, Василий выдумал себе легенду. Он ее услышал от такого же, как он сам, трудника, в Сийс…

14 января 2011

Новая редакция повести "Путешествие с авантюристом"

Случается всякое. Здесь важно прочувствовать момент истины. Вероятность прокола высока, но в разный момент …

15 января 2011

Новый раздел сайта "Фотоальбомы"

Добавлен новый РАЗДЕЛ сайта, куда я буду помещать свои любимые фотографии о России

19 января 2011

Новый фотоальбом "Русское кладбище"

...Есть за людьми, я заметил, одна странность: любят в такую вот милую сердцу пору зайти на кладбище и посидеть …

23 января 2011

Новый фотоальбом "Русские типы"

Альбом можно посмотреть ЗДЕСЬ

04 февраля 2011

Новая повесть

Повесть называется "Блин Блиныч, тамбовский партизан". Читать ЗДЕСЬ

Фотоальбомы:

  

Конструктор сайтов - uCoz